Его имя почти ничего не скажет обывателю, но любой связанный с авиацией вытянется по стойке смирно. Он первым построил скоростные самолеты, это машины его конструкции бомбили Берлин. Без него в космос не полетел бы первый спутник. Не было бы «Бурана» и американских шаттлов. Это итальянский аристократ, барон и гениальный советский авиаконструктор – Роберт Бартини.
Такие отзывы самых выдающихся коллег не случайны. Как подчеркивал тот же Королев, Бартини научил их всех «понимать невероятное». То есть создавать то, что считалось невозможным. Отсюда и наши рекорды, поэтому Россия первой оказалась в космосе. Исследователи литературы в один голос утверждают, что факты из биографии Бартини оказали влияние на А. Толстого, В. Набокова, М. Булгакова, А. Грина, Антуана де Сент-Экзюпери и многих других. Считается, что загадочный характер Воланда, и даже его брови, списаны с Бартини. Барон Роберто Орос ди Бартини родился 14 мая 1897 года в семье итальянского аристократа в городке Фиуме на берегу Адриатического моря. Сейчас это Хорватия, а тогда принадлежал Австро-Венгерской империи и был населен по преимуществу итальянцами.
В 1912 году впервые взлетел на аэроплане, кстати русском, на аттракционе. Увлекся авиацией и отец подарил «мальчику» самолет. Вот с тех пор и «заболел» авиацией. С началом Первой мировой войны особого выбора с профессией не было – закончил училище и в 1916 году стал военным. Однажды вышел конфликт с фронтовым офицером, который, по мнению Бартини, незаслуженно расстрелял солдата. Капитан стал орать и заявил, что молодой офицер должен не возмущаться, а отдавать ему честь.
«Свою иметь надо», — парировал барон.
Офицер выхватил пистолет и собрался застрелить и Бартини вслед за тем солдатом. Но аристократ оказался проворнее и прострелил капитану руку. За что уже официально трибуналом был приговорен к расстрелу. Но не успели – случился Брусиловский прорыв и «висельника» взяли в плен казаки. Так и оказался впервые в России.
Местом содержания определили совсем уж далекие от фронта края – под Хабаровском. Зато потом, когда все закончилось, и пленных отправляли домой, то до корабля во Владивостоке было близко.
На судне австрийские и немецкие офицеры опять чуть не убили Бартини. Оказалось, он успел нахвататься социалистических идей и стал убежденным коммунистом. Собрались выбросить за борт, но спас капитан, узнавший о заговоре. Роберто высадили в Шанхае и до Италии он добирался сухопутным путем.
На родине тут же вступил в компартию. Отказался от денег отца, переехавшего в Рим, стал простым рабочим на заводе. Когда родитель умер, то все наследство отдал компартии. А тут к власти пришел Муссолини, установился фашистский режим. «Красного барона», как уже начали называть Бартини, стали преследовать.
Руководство партии приняло решение переправить его в СССР. Судьба Бартини обсуждалась на специальном заседании Центрального Комитета. Доставкой занимались представители Коминтерна, через несколько стран. В Берлине резидент Разведуправления Красной Армии Я. Фишман вручил советский паспорт на имя Бартини Роберта Людвиговича. Так в августе 1923 года началась русская жизнь Бартини. Даже в анкетах он стал писать – русский.
ЦК компартии Италии перед отправкой дал ему задание – помогать созданию Красного воздушного флота СССР. Бартини торжественно поклялся. Это и определило род его деятельности на новой родине. Свою работу Бартини начал конструктором на научно-опытном, «чкаловском» аэродроме в Москве. Там он вскоре стал начальником Научно-технического отдела. Затем долгое время работал в Таганроге – одном из конструкторских центров в советское время. Все разработки Бартини опережают свое время – он создает аппараты, которые еще не в состоянии производить не только советская, но и любая промышленность в мире. Зато это позволяет устанавливать планки для других конструкторов. Характерным стал один эпизод. Однажды нарком обороны Тухачевский и нарком промышленности Орджоникидзе проводили совещание с конструкторами – нужны были истребители со скоростью в 300 км/ч. Все в один голос заявили, что это невозможно. Тогда Тухачевский всех пригласил на аэродром и продемонстрировал самолет «Сталь-6» присутствовавшего на том же совещании Бартини. Самолет показал 320 км/ч. Конструкторы опешили. С этого момента авторитет Бартини стал неоспорим. Через некоторое время «Сталь-6» уже выдавала 350 км/ч, потом, усовершенствовав конструкцию, добился и 420 км/ч. Проект в 1934 году закрыли как несоответствующий тематике гражданского института, самолет был к тому моменту готов для запуска в серию на 60 процентов. Тогда был создан пассажирский «Сталь-7», а на его базе потом бомбардировщик ДБ-240. Он будет участвовать в бомбардировках Берлина. Но все же почему столь замечательные самолеты не пошли в серию? А все дело в дружбе Бартини с Тухачевским. После ареста и расстрела маршала, в 1938 году был репрессирован и Роберто Бартини. Его тоже, уже в третий раз за жизнь, приговорили к смерти.
Но тут вмешался Сталин. Он как раз находился под впечатлением беспосадочного перелета очередного прототипа самолета Бартини по маршруту Москва – Свердловск (Екатеринбург) – Севастополь – Москва. Узнав о приговоре «автору» этого шедевра, распорядился «дать возможность работать». Бартини определили в КБ другого заключенного – Андрея Туполева. В этой «шарашке» также отбывал заключение и Сергей Королев. В 1946 году Бартини освобождают, и Сталин предложил ему самому выбрать место работы. Тот решил, что это будет Таганрогский завод имени Димитрова. Стоит сказать, что после ареста ОКБ Бартини возглавил его ученик Владимир Ермолаев, а после его смерти от тифа в 1944 году все кадры перешли в ОКБ Сухого. Так что нынешние истребители Су тоже результат и его гения. Своих самолетов Роберт Бартини уже не создавал. Но как только кто-то из наших великих авиаконструкторов упирался в «невозможное», то сразу бежали к нему. И он решал проблему. Олег Антонов, конструктор самых больших в мире грузовых самолетов, вспоминал, что однажды уткнулись в проблему с полами. Вспомнил, что нечто подобное в свое время делал Бартини и обратился к нему за советом. В ответ тот просто прислал все чертежи и готовые решения своей оригинальной конструкции. Здесь мы и сотой доли созданного Бартини не упомянули. Всего за свою жизнь Бартини создаст более 60 проектов самолетов, оригинальных аэродинамических схем, силовых установок. Это только то, что было готово целиком и нам известно – практически весь архив конструктора в свое время сожгли по халатности, приняв за мусор. Но даже то, что сохранилось – бесценно. Его изобретения стали востребованными, но уже в наше время. Практически вся современная российская авиация, которая вызывает такое восхищение, основывается и на идеях Бартини. Его крыло двойной стреловидности сделало возможным полеты «Бурана» и американских шаттлов. Скончался Красный барон 6 декабря 1974 года в Москве – ровно 50 лет назад. Оставив самую главную заповедь, которую повторял очень часто:
«Непонятное вами остерегайтесь называть несуществующим».