Одна из первых заповедей, данных Богом человеку, звучит ясно и недвусмысленно: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Но если Адам и Ева получили это повеление, еще пребывая в Раю, почему же первый ребенок — Каин — появился на свет лишь после изгнания? Этот вопрос веками занимает богословов и историков религии.
Первенец во грехе
Согласно традиционному представлению, первенцем изгнанных из Рая людей стал Каин. Святитель Филарет Московский предполагал, что именно поэтому судьба его сложилась столь трагично — он стал братоубийцей. Его рождение произошло уже после грехопадения, когда природа человека была повреждена. Само восклицание Евы — «Приобрела я человека от Господа!» (Быт. 4:1) — может говорить не столько о радости, сколько об удивлении и даже страхе перед новым, неизвестным доселе опытом страдания и рождения в муках, которые стали последствием греха.
Божий завет?
Возникает закономерный вопрос: ослушались ли первые люди Бога, не начав множиться сразу? Как пишет святитель Василий Великий, творение изначально было ориентировано на множество людей. Ослушание маловероятно — о нем обязательно было бы сказано в Писании. Следовательно, существует иная версия.
Зачатие в Раю, рождение в изгнании
Известный богослов протодиакон Андрей Кураев в интервью «Российской газете» высказал интересное предположение: зачатие первого ребенка могло произойти еще в Раю. Таким образом, Адам и Ева начали исполнять Божий заказ, но вынашивание и рождение случились уже после изгнания.
Эту идею поддерживает и лингвистический анализ текста. Фраза «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала» (Быт. 4:1), следующая сразу после рассказа об изгнании, может быть истолкована не как хронологическая последовательность, а как указание на событие, произошедшее ранее. То есть, «познание» могло случиться еще в Эдеме.
Почему в Раю не было места для родов?
Ключ к разгадке кроется в самой природе Рая и последствиях грехопадения. Как писали святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник, изначальный мир был создан нетленным. Не было ни болезней, ни смерти, ни страданий. Роды в их современном, болезненном виде — это следствие греха («в болезни будешь рождать детей» – Быт. 3:16).
Таким образом, механизм деторождения до грехопадения мог быть принципиально иным — возможно, безболезненным и естественным, подобным росту растения из семени. Но после нарушения заповеди природа человека изменилась, и Ева уже не могла родить в том, нетленном мире. Ей пришлось сделать это в новом, «тленном» мире, который отныне стал уделом человечества.
Так сколько же времени они провели в Раю?
Точный срок пребывания первых людей в Эдеме — тайна. Писание умалчивает об этом. Это могли быть и дни, и годы. Если версия о зачатии в Раю верна, то Ева просто не успела родить до изгнания. Период беременности стал для нее временем перехода из мира нетленного в мир тленный, где и появился на свет ее первый сын.
Эта история напоминает, что библейский текст многогранен и часто требует глубокого, внебуквального прочтения. Она показывает, что даже в самом начале человеческой истории не было простых ответов, а было сложное переплетение Божьей воли, свободы выбора и его последствий.