Kak sovetskie tanki priblizili pobedu sssr v velikoj otechestvennoj vojne 5b85763.jpg

Как советские танки приблизили победу СССР в Великой Отечественной войне

Советские танки сыграли решающую роль в Великой Отечественной войне. Их применение повлияло на ход многих сражений — от обороны до контрнаступлений. Массированная атака танков, таких как Т-34, в сочетании с высокой мобильностью и огневой мощью стала одним из символов победы нашей страны над фашизмом. Не зря именно в те годы появился термин «танковый ас», который означал солдата или офицера, на счету которого немало выигранных дуэлей с бронемашинами противника. И если союзники старались избегать танковых поединков, то Советский Союз, наоборот, активно в них участвовал, став единственной страной антигитлеровской коалиции, где имелись свои танковые асы. «Лента.ру» рассказывает о советских танках Победы.

«Сердце сжалось, а в голове пронеслось: "Неужели все?"» — увиденное в тот жаркий августовский день 1944 года танковый ас Василий Брюхов вспоминал всю жизнь.

Шла Ясско-Кишиневская наступательная операция, которой суждено было стать одной из самых удачных советских атак Великой Отечественной войны и войти в число «десяти сталинских ударов».

Ясско-Кишиневская операция (20-29 августа 1944 года) — стратегическая военная операция Вооруженных сил СССР против нацистской Германии и Румынии во время Великой Отечественной войны с целью разгрома крупной немецко-румынской группировки, прикрывавшей балканское направление, освобождения Молдавии и вывода Румынии из войны. Закончилась победой войск Красной армии, освобождением Молдавской ССР и полным разгромом южного крыла германского фронта. Румыния вышла из войны на стороне Германии и перешла на сторону антигитлеровской коалиции. Советские войска стремительно вышли к границам Болгарии, Югославии и Венгрии. До Победы оставалось меньше девяти месяцев.

Танк Брюхова аккуратно полз по необъятным кукурузным полям холмистой пересеченной местности. Враг мог быть где угодно — заросли кукурузы надежно прикрывали пехоту, артиллерию и даже немецкие танки. 

«Воевать в таких условиях трудно и опасно. Кроме того, досаждали жара и неимоверная пылища. Ощупью, медленно, мы пробивались сквозь буйную зелень кукурузы, уничтожая отходящего противника. Ломая кукурузу, мой танк двигался вперед».

Как советские танки приблизили победу СССР в Великой Отечественной войне

Выйдя из кукурузы на одну из полевых дорог, Василий Брюхов неожиданно увидел метрах в четырехстах немецкую «Пантеру». Враг тоже заметил русских и стал разворачивать башню в их сторону.

У Брюхова перехватило дыхание. Он прекрасно знал, что практически все немецкие танки были радиофицированы и оснащены отличной оптикой. В бою, где важно увидеть противника первым, — это было немаловажным преимуществом.

«Если дашь немцу выстрелить и он первым снарядом промахнется — выскакивай, второй гарантированно будет в тебе. Немцы — они такие», — Василий Брюхов.

Как назло, наводчик замешкался.

«Ища цель, растерялся, руки его не слушались, — объяснял потом Брюхов. — Я резким рывком отбросил наводчика в сторону, да так, что тот свалился на боеукладку. Быстро перебросив пушку влево, я поймал "Пантеру" в прицел и нажал электроспуск».

Грянул выстрел. На броне немецкого танка вспыхнул огненный фейерверк, и русские бойцы увидели охватившее «Пантеру» пламя. Секунды отделяли их от смерти». 

Сердце Блинова все еще продолжало учащенно биться.

«А в голове крутилась одна мысль: "Успел… Все же успел… И на сей раз пронесло…"»

Как советские танки приблизили победу СССР в Великой Отечественной войне

После короткой паузы он дал команду вперед, механик-водитель воткнул вторую передачу, и Т-34, сильно рванув, помчался дальше, оставляя позади пылающую «Пантеру».

Уверенность в скорой победе крепла с каждым днем. До нее оставалось всего девять месяцев.

Легендарная тридцатьчетверка

На счету Брюхова — 28 подбитых немецких танков. За мужество и отвагу на фронте он в 1995 году получил Золотую Звезду Героя Российской Федерации. Брюхов воевал в составе 170-й танковой бригады 18-го танкового корпуса. В него входили разные танки, включая легкие Т-70, тяжелые КВ и САУ Су-85. Но основу составляли легендарные Т-34. 

С 1942 по 1944 год Т-34 — основной танк РККА, и главные эпизоды, включая переломные битвы, он сопровождал неизменно. 

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль отмечал:

«Во Второй мировой войне было три великих оружия: английская линейная пушка, немецкий самолет "Мессершмитт" и советский танк Т-34. Однако если в первых двух случаях я знаю, кем и как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой чудо-танк!» — Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании.

Как советские танки приблизили победу СССР в Великой Отечественной войне

Сейчас это кажется невероятным, но Т-34 создали на базе знаменитого Т-32, который прославился своими вовсе не положительными качествами. Тот танк считался настолько неудачным, что его даже прозвали «калошей». Но главный конструктор Михаил Кошкин был уверен в своей правоте. Он знал, что это лишь прототип нового, более мощного и удачного проекта. Так и случилось: через два года после начала работы над новой машиной появился танк, который сочетал в себе все лучшее — огневую мощь, надежную защиту и неслыханную маневренность.

Согласно легенде, Гитлер считал Кошкина личным врагом. Особой остроты мифу придает тот факт, что в мирной жизни Кошкин работал кондитером, и Гитлер якобы однажды посетовал, что если бы знал, что в СССР кондитеры делают такие танки, он бы не подумал нападать на эту страну.

«Ребята, поменьше сложностей, делайте так, чтобы машина была доступна любому механику», — говорил молодым коллегам Кошкин.

Эта формула, как известно, стала альфой и омегой создания лучшего в мире оружия, включая автомат Калашникова, снайперскую винтовку Драгунова, установку БМ-13 «Катюша».

«В Т-34 броня была тоньше, чем у "Пантер" и "Тигров". Общая толщина — примерно 45 миллиметров. Но поскольку она располагалась под углом, то катет составлял примерно 90 миллиметров, что затрудняло ее пробитие», — вспоминает командир танка лейтенант Александр Сергеевич Бурцев (из книги Артема Драбкина «Я дрался на Т-34»).

Подход к броне был новаторским для своего времени.

«Расположение броневых листов у немцев было хуже, в основном вертикальное. Это, конечно, большой минус. У наших танков они располагались под углом», — вспоминал командир батальона капитан Василий Брюхов.

Уникальным Т-34 сделали также его легкость и маневренность. Боевая масса танка не превышала 30 тонн, что позволяло ему быстро двигаться как по шоссе, так и по пересеченной местности. Этому способствовали и широкие гусеницы.

Но самое главное — простота в производстве, за счет чего он стал самым массовым танком Великой Отечественной, а также простота в обслуживании: ремонтировать Т-34 можно было прямо у фронтовой полосы.

И, наконец, решающий аргумент: в 1941-м 76,2-миллиметровое орудие было самым мощным среди боевых машин того же класса.

Характеристики танка Т-34

Длина без пушки — 5,92 м; ширина — 3 м; высота — от 2,41 до 2,72 м. Боевая масса — от 25,6 до 32 тонн; максимальная скорость по шоссе — 54 км/ч. Бронирование — до 45 мм (у машин образца 1940 года), до 90 мм в лобовой части башни у танков конца войны.

Оснащался дизельным двигателем В-2 мощностью 500 л.с., различными 76-миллиметровыми пушками (Л-11 образца 1938-1939 годов, Ф-34 1940-го), двумя пулеметами ДТ калибра 7,62 миллиметра (один из пулеметов устанавливался в спаренной с пушкой установке, второй – в верхней лобовой бронеплите корпуса). Экипаж состоял из четырех человек — командира, механика-водителя, заряжающего и радиста-пулеметчика. В модификации Т-34-85 число членов экипажа выросло до пяти, появился отдельный наводчик орудия.

К началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 единиц Т-34. После вторжения немецких войск производство танка развернули сразу на нескольких предприятиях: на заводе «Красное Сормово», на Челябинском тракторном заводе, на «Уралмаше», на заводе №174 в Омске (ныне Омский завод транспортного машиностроения) и на Уральском танковом заводе №183. 18 декабря 1941 года с его конвейера сошел первый танк Т-34-76, затем на фронт ушел первый эшелон из 25 машин.

В ходе Великой Отечественной войны Т-34 проявил себя как один из лучших танков своего времени.

Сталинградская битва стала для Т-34 отправной точкой на пути к танковому олимпу. В середине ноября 1942-го уральские тридцатьчетверки влились в 7-й танковый корпус и приняли боевое крещение. Они освобождали от немцев город Котельниково, где находился штаб соединений фельдмаршала Эриха фон Манштейна. Благодаря их натиску 300-тысячная группировка гитлеровцев навсегда попрощалась с мыслью вырваться из Сталинградского котла.

Как советские танки приблизили победу СССР в Великой Отечественной войне

Летом 1943-го танки Т-34 сыграли решающую роль и в Курской битве, став основой прорывных операций.

Также стоит отметить, что с 1943 года, в связи с появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2-миллиметровых танковых пушек Т-34 стала недостаточной. Конструкторы, проработав несколько вариантов, создали улучшенную модель тридцатьчетверки — танк Т-34-85. Танк получил новую башню с усиленным бронированием, а самое главное — был вооружен новой пушкой С-53 калибра 85 миллиметров. Экипаж увеличился с четырех до пяти человек, были улучшены условия функционального взаимодействия членов экипажа. К концу войны Т-34-85 стал самым многочисленным танком в РККА.

Улучшенные тридцатьчетверки, грамотно действуя из засады, успешно поразили в бортовую броню первые «Королевские тигры» в бою под Оглендувом, состоявшемся 12 августа 1944 года. Исход боя имел большое значение для захвата Сандомирского плацдарма, который, в свою очередь, сыграл решающую роль в последующей Висло-Одерской операции и окончании войны.

Самым успешным танкистом Т-34-85 стал Владимир Бочковский, на счету которого — тридцать шесть уничтоженных немецких танков.

Один на три тысячи

Т-34 — самый массовый средний танк, но для победы требовались и тяжелые машины. В частности, они были необходимы для прорыва вражеской обороны. Такие танки характеризуются меньшей маневренностью при более высокой защищенности и более мощном оружии. 

В СССР о необходимости создания тяжелых танков задумались еще до начала войны. Созданный в начале 1930-х 58-тонный пятибашенный танк Т-35 по ряду причин не подходил. 

19 декабря 1939 года совместным решением Политбюро ЦК ВКП (б) и Советом народных комиссаров СССР танк У-0 был принят на вооружение Красной армии под названием «Клим Ворошилов» — в честь тогдашнего наркома обороны страны. Это дало начало легендарной линейке тяжелых танков КВ.

КВ-1 и КВ-2 успели поучаствовать в русско-финской войне, где показали себя как с лучшей, так и худшей стороны. Было понятно, что они годятся для использования, но требуется что-то еще более совершенное.

Однако на начальных этапах Великой Отечественной первые кавэшки пригодились и произвели на противника ошеломляющее впечатление. КВ-1 и КВ-2 не пробивались на дальних дистанциях танковыми орудиями врага, и ему приходилось использовать для пробития 88-миллиметровые зенитки и 105-миллиметровые гаубицы, что создавало некоторые сложности.

Через два дня после вероломного нападения Гитлера на нашу страну танк КВ-1, входивший в состав 4-го танкового полка 2-й танковой дивизии РККА, примерно сутки сдерживал танковую группу полковника Эрхарда Рауса численностью в 3,5 тысячи человек, отрезав ее от основных сил германского соединения. Однако сделано это было ценой жизни русских танкистов. Этот и другие эпизоды начального этапа войны показывали, что необходимо не только повысить боевые качества танка, но и по возможности защитить солдат. 

Как советские танки приблизили победу СССР в Великой Отечественной войне

И если для оборонительных целей КВ-1 и КВ-2 годились, для прорывных операций им не хватало известных качеств.

«Недостаточная надежность коробки перемены передач вследствие недостаточной прочности шестерен первой и замедленной передач и картера; недостаточно интенсивная работа системы охлаждения двигателя, вследствие чего приходится часто производить переключение скоростей с высших на низшие, что приводит к сокращению средних скоростей движения и ограничивает возможность наиболее полного использования мощности двигателя», — отмечал почти через год после начала войны Иосиф Сталин. Вождь также пенял на дефекты сборки отдельных узлов танков, в частности дизеля.

Вопрос встал особенно остро после появления у немцев тяжелых «Тигров» (Pz.Kpfw. Tiger) и «Пантер» (Pz.Kpfw. V Panther). На их фоне было очевидно, что КВ-1 и КВ-2 морально устарели. Нужен был такой танк, который пробивал бы 100-миллиметровую броню «Тигра» с расстояния в один километр, а сам мог устоять под ударом его 75-миллиметрового орудия. Важно отметить, что на базе КВ появилось самоходное орудие СУ-152, вооруженное 152-миллиметровой гаубицей-пушкой.

Так появился КВ-85. Уже 8 августа 1943 года было принято решение о серийном производстве модернизированного варианта «Клима Ворошилова». Разработчик — Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ) под руководством Василия Грабина и КБ артиллерийского завода № 9 под руководством Федора Петрова. 

В том же году КВ-85 вышел на передовую. 

ЦАКБ разработал на базе 76-миллиметровой танковой пушки ЗиС-5 85-миллиметровую пушку С-31. Это реализовали, наложив на люльку серийную пушку 85-миллиметровой ствольной группы. КБ завода № 9 использовало проект своей 85-миллиметровой самоходной пушки Д-5С. Подъемный механизм и затвор Д-5С взяли от серийной танковой 76-миллиметровой пушки Ф-34.

Ходовую часть взяли от танка КВ-1С, башню — от перспективного тяжелого ИС, о котором позже. Модернизированный «Клим Ворошилов» воевал с переменным успехом. Мощное орудие было большой проблемой для немецких танкистов, но машине не хватало брони.

Модернизированная версия КВ-1 с уменьшенной массой и увеличенной надежностью по сравнению с оригинальной моделью. Индекс «С» означает «скоростной». Модификация получила менее габаритный и массивный корпус, новую башню с улучшенной эргономикой, новую более надежную коробку переключения передач. Вооружение и моторная группа остались без изменений.

Характеристики КВ-85

Длина без пушки — 6,9 м; ширина — 3,25 м; высота — 2,83 м. Боевая масса — 46 тонн. Силовая установка — дизельный 12-цилиндровый двигатель В-2К мощностью 600 л.с. Максимальная скорость — 42 км/ч (по шоссе), 10-15 км/ч по пересеченной местности. Запас хода — 330 км (по шоссе), 180 км (по пересеченной местности). Вооружение — 85-миллиметровая пушка Д-5Т и три 7,62-миллиметровых пулемета ДТ-29. Экипаж танка составлял четыре человека.

ЦАКБ разработал на базе 76-миллиметровой танковой пушки ЗиС-5 85-миллиметровую пушку С-31. Это реализовали, наложив на люльку серийную пушку 85-миллиметровой ствольной группы. КБ завода № 9 использовало проект своей 85-миллиметровой самоходной пушки Д-5С. Подъемный механизм и затвор Д-5С взяли от серийной танковой 76-миллиметровой пушки Ф-34.

Как советские танки приблизили победу СССР в Великой Отечественной войне

Основное назначение КВ-85 — прорыв заранее укрепленных оборонительных полос противника, основной опасностью которых были противотанковые самоходные и буксируемые пушки, инженерные и минно-взрывные заграждения. Но КВ-85 не предназначался для танковых дуэлей, и это было большим недостатком, особенно в фазе активизации наступательных операций.

Есть несколько упоминаний в письменных источниках о противостоянии КВ-85 и немецких PzKpfw IV. Памятен эпизод, случившийся осенью 1943 года у поселка Екатериновка, когда было потеряно в бою сразу восемь КВ-85, уничтожено пять PzKpfw IV плюс буксируемая артиллерия и пехота противника.

Еще один эпизод случился 28 января 1944 года. Группа из 35 немецких танков во взаимодействии с пехотой двинулась в сторону совхоза имени Тельмана. Совхоз обороняло 60 человек с двумя КВ-85 и двумя СУ-122. По советским данным, после трех атак на совхоз немцы недосчитались пяти Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, двух Pz.Kpfw.IV, трех Pz.Kpfw.III, семи бронетранспортеров и шести противотанковых орудий. Весной 1944 года танки КВ-85 участвовали в освобождении Крыма. 

Как советские танки приблизили победу СССР в Великой Отечественной войне

Впрочем, к осени 1944-го этих машин в строю практически не осталось. Причиной стали и небольшие объемы выпуска, и потери в боях. Но другие модификации КВ воевали до самого конца, на фронтах Великой Отечественной в общей сложности сражалось более четырех тысяч «Климов Ворошиловых».

«Ни один немецкий танк не выдерживал»

КВ-85 серийно выпускался лишь до осени 1943-го, всего было выпущено 148 машин. Массовым по ряду причин он так и не стал.

Эстафету боевой славы перехватили тяжелые танки семейства «Иосиф Сталин». Первый танк данной серии имел индекс «1», в годы войны он обозначался как ИС-1 или ИС-85, где цифра «85» соответствовала калибру орудия. Наиболее известной и массовой модификацией машины стал танк ИС-2, который принял участие во многих боях конечного этапа войны, в 1944-1945 годах.

Именно ИС-2, наряду с Т-34, стал символом Победы. История же его появления такова. Изначально было понятно, что КВ-85 — временная мера. Особенно очевидно это стало после Курской битвы. Победа далась нелегко, ценой больших потерь.

К этому времени конструктор Жозеф Котин разработал новый тяжелый танк. Его назвали «Иосиф Сталин». В отличие от КВ-85, он годился не только для прорыва обороны противника, но и для танковых дуэлей. Он мог на равных биться с «Тиграми» и «Пантерами» и был призван показать свою эффективность на дальних дистанциях. Это была принципиально новая боевая машина.

Главным козырем танков ИС-1 стала мощная 85-миллиметровая пушка, пробивавшая на средних расстояниях любую вражескую броню. Это эквивалентно мощи дальнобойных артиллерийских орудий. Вскоре появился ИС-2 — тяжелобронированный советский танк периода Второй мировой, один из сильнейших в мире.

Как советские танки приблизили победу СССР в Великой Отечественной войне

При всем этом он был достаточно скоростным и маневренным. Говорят, что Гитлер запрещал своим бойцам вступать в бой с ИС-1 и ИС-2 на дистанции меньше километра.

Характеристики ИС-2

Длина без пушки — 6,77 м; ширина — свыше 3 м; высота — 2,63 м. Боевая масса — от 25,6 до 32 тонн; максимальная скорость по шоссе — 54 км/ч. Бронирование — до 120 мм в лобовой части башни. Верхняя ступенчатая лобовая деталь была заменена на спрямленную. Боевая масса — 46 тонн.

Оснащался дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л.с., максимальная скорость по шоссе — 37 км/ч, по пересеченной местности — 15 км/ч. Модернизированная ходовая часть.

Вооружение: 122-миллиметровая пушка Д-25Т, самое мощное танковое орудие Второй мировой. Из минусов — низкая скорострельность (три выстрела в минуту) и небольшой боезапас (28 выстрелов). Компенсировалось это хорошей кучностью. Помимо пушки, танк имел три 7,62-миллиметровых пулемета ДТ. С начала 1945-го на башню танка стали ставить крупнокалиберный зенитный 12,7-миллиметровый пулемет ДШК. Экипаж танка состоял из четырех человек.

Во время Львовско-Сандомирской операции летом 1944 года случился эпизод, когда два ИС-2 57-го отдельного танкового полка, укрывшись в засаде, остановили значительно превосходящие силы противника. За два дня они уничтожили 17 немецких танков и САУ, устранив угрозу ликвидации плацдарма на Висле.

«Ни один немецкий танк не выдерживал — "Пантеры", "Фердинанды". Боялись наших машин. Они боялись не танка, а дульного тормоза. (…) Пушка 122-миллиметровая хорошая: пробойная сила, начальная скорость снаряда высокая. Прямой выстрел из нее — 1000 метров, а такой прямой выстрел для танка хорош хоть в обороне, хоть в наступлении. Потому что цель-то видна на таком расстоянии и не надо никакой траектории», — Николай Баев, танкист ИС-2.

***

Впрочем, в Великой Отечественной участвовали не только Т-34, ИС и КВ. Можно вспомнить Т-60, серийно выпускавшийся с сентября 1941-го по февраль 1943-го: всего было выпущено около шести тысяч этих машин, внешне они выглядели как уменьшенная копия Т-34 и считались лучшими в классе легких танков.

Не стоит забывать и про танк Т-26, разработанный еще в начале 1930-х. К началу войны это был самый массовый легкий танк РККА. Использовался для поддержки пехоты. Несмотря на то что к началу 1940-х он устарел, в самый тяжелый начальный период войны Т-26 принял на себя основной удар. Сдержал противника на принципиальных направлениях.

Несмотря на пакт Молотова — Риббентропа 1939 года, отсрочивший войну, и неимоверные усилия по реформированию и перевооружению советской армии, танковая промышленность к лету 1941-го находилась не в лучшем состоянии. Немцы сожгли огромное количество морально устаревших легких и средних танков образца 1930-х, и только героизм и мастерство советских военных позволили взять ситуацию под контроль.

Как советские танки приблизили победу СССР в Великой Отечественной войне

Тяжелый период 1941-1942 годов подстегнул танковую промышленность, и вскоре советский тяжпром начал выпускать машины, которые не только шли на равных с немецкими, но зачастую и превосходили их. И хотя в тяжелейшем 1941-м на некоторых участках фронта приходилось идти на беспрецедентные меры и делать, к примеру, танки из тракторов, как в случае с легким танком НИ-1 («На испуг», «Одесский танк»), страна смогла совершить прорыв в танкостроении, заложив фундамент самых мощных танковых войск в мире.

К 1945 году производительность в отечественном танкостроении по сравнению с предвоенным увеличилась вдвое. Конструкторы танков Кошкин, Морозов, Духов, Котин и другие в невероятно напряженных условиях научились делать танки, превосходящие образцы немецкой армии по ряду показателей. Танки Т-34, ИС-2, КВ-85 и другие машины сыграли определяющую роль в переломе войны, способствовали переходу РККА в грандиозное наступление. Советская армия не только прогнала оккупантов с родной земли, но и освободила от них большую часть Европы, закончив войну успешным штурмом Берлина и водружением советского знамени над Рейхстагом.

Добавить комментарий