Kak na granice rossii pojavilas malenkaja evrejskaja strana 74d0a37.jpg

Как на границе России появилась «маленькая еврейская страна»

На заре советского государства Сталин решил подарить евреям собственную автономию. Сначала их подумывали переселить в Крым, но в итоге выбрали неприветливый и необжитый Дальний Восток. Как провалился уникальный проект в СССР, и как сейчас живут в Еврейской автономной области, где евреев меньше 1% — в материале «Газеты.Ru».

Как евреи получили вместо «крымской Калифорнии» государство в Сибири

За 14 лет до создания Израиля в Советском Союзе возникла своя маленькая еврейская страна — в Сибири, на границе с Китаем. Партия официально закрепила ее за «трудящимися евреями», и 7 мая 1934 года на карте СССР появилась Еврейская автономная область. На короткое время она стала первой и единственной в мире еврейской автономией с официальным статусом.

Председатель ВЦИК Михаил Калинин подчеркивал, что власти хотят сделать из нее настоящее национальное государство. В народе это «государство» прозвали Биробиджан, по имени новой столицы региона.

«На востоке России — великой страны — Мы построили область, которой верны. У Биры и Биджана в таежном краю Мы нашли наше счастье и долю свою», — поется в гимне области (Бира и Биджан — местные реки).

Сами евреи жить на Дальнем Востоке никогда не стремились. Изначально они рассчитывали на автономию в Крыму, где уже были еврейские колхозы и коммуны. Этот вариант поддерживали заграничные диаспоры, особенно в США. За свои деньги они помогали еврейским семьям переезжать в Крым, вкладывая огромные суммы в развитие местных поселков и сельского хозяйства. Проект даже успел получить красивое название «крымская Калифорния», но столкнулся с резким неприятием местного населения.

«Они как-то очень сильно против этого заартачились, потому что одно дело отдельные колхозы,… а другое дело, когда отпадает какая-то большая территория, становится чем-то другим», — объяснял глава научно-просветительского центра Института комплексного анализа региональных проблем Валерий Дымшиц.

В итоге Иосиф Сталин отверг крымскую идею, часть причастных к ней арестовали и расстреляли, а советским евреям предложили вместо солнечного полуострова переехать на другой конец страны. Для Москвы это было вдвойне выгодно: с одной стороны, заселить пустующие приграничные районы, стратегически важные для обороны, с другой — показать Западу, что СССР поддерживает евреев. Власти развернули активную пропаганду Биробиджана, всячески мотивируя переселяться в этот необжитый край.

«Многим давали распределения после ВУЗов в Биробиджан, другим предлагали «подъемные» и другие бонусы за переезд. Наш сосед, дядя Соля жил раньше в Кирове, как-то там напился, надебоширил, избил вроде бы кого-то. Его, разумеется, задержали… Предложили нашему соседу либо садиться в тюрьму, либо уезжать с семьей в Биробиджан. Решили уехать, потом дядя Соля, правда, признавался, что лучше бы отсидел. Потому что так срок светил только ему, а так вся семья пострадала», — вспоминал один из родившихся в Биробиджане.

«Остались только самые сумасшедшие евреи»

По заказу партии журналисты широко освещали тему Биробиджана, о переселенцах писали книги и снимали кино. На этом фоне в автономию поехали и те, кто действительно верил в ее будущее. Среди таких были и граждане других стран, в том числе из нацистской Германии. Однако многие быстро разочаровались, столкнувшись с тяжелым климатом и плохой организацией на местах.

«Тут никто никого не ждал, с оркестрами не встречали… В первый год приехало 600 человек, но из-за дождей, гнуса, комаров и отсутствия жилья примерно половина уехала. Остались только самые сумасшедшие и очень активные евреи»‎, — рассказывал местный краевед Валерий Гуревич.

Москва стремилась ударными темпами сделать из области образцово-показательную еврейскую автономию. Наряду с русским официальным языком здесь стал идиш, в Биробиджане открыли еврейский национальный театр, еврейские школы, запустили газету на идише. Однако местные власти не могли обеспечить главного — достойный быт для «колонистов».

«Телеграммы, которые очень характерны для всей постановки переселенческого дела в Биробиджане:…

«В четверг прибывает 165 переселенцев. Расквартировать невозможно. Срочно вышлите палатки»… «Четвертый день сильный дождь. Люди болеют. Настроение крайне напряженное»… «Фуража (и) продовольствия совершенно нет. Лошади (и) переселенцы голодают»… Раньше сгоняют людей, а потом ломают себе голову над вопросом, что с ними делать», — отмечал писатель Виктор Финк.

Цифры говорили сами за себя — евреи даже не стали большинством в собственной автономии. За период с 1935 по 1937 год в область прибыло 19 тыс. переселенцев, в том числе 16,1 тыс. евреев. По данным переписи 1939 года, в регионе проживали 108,9 тыс. человек, евреев среди которых было лишь 16,2%. В последующие годы численность евреев только падала. Впрочем, были и те, кто остался в Биробиджане несмотря ни на что, и действительно обрел там новый дом.

«Моя бабушка всегда говорила, что эта земля спасла дважды. Первый раз от голода, потому что они здесь наелись (бабушка приехала в 1934 году), и второй раз во время войны. Они тоже рыли окопы, потому что боялись вторжения японцев, но вместе с тем их никто не убивал, никто по ним не стрелял», — рассказывала директор детско-юношеского Центра еврейской культуры в Биробиджане Альбина Сергеева.

«На Биробиджан всем наплевать и Биробиджану на всех тоже»

В современной России Еврейская автономная область представляет уникальный феномен. Это единственная область в стране с таким статусом, хотя евреев в ней по итогам переписи 2020 года осталось менее 1%.

Особенно по региону ударила возможность массово эмигрировать в Израиль. На этот счет в СССР появилась своя поговорка: «Лучше иметь дальних родственников на Ближнем Востоке, чем близких на Дальнем». Но, несмотря на почти отсутствие «официальных» евреев, Биробиджан по-прежнему сохраняет местный колорит: еврейские культурные центры и памятники, национальные блюда, газету на идише. Уже в наше время по городу также развесили уличные таблички сразу на русском и на идише (который сейчас считается вымирающим языком).

Как на границе России появилась «маленькая еврейская страна»

© РИА Новости

«Особенно забавно сочетаются с переводом на него названия вроде: улица Комсомольская, Ленина, Калинина», — описывал Forbes в репортаже из города.

Приезжие и местные описывают город как крайне спокойное, неторопливое место, где будто ничего никогда не меняется. С экономической точки зрения область неперспективная, объектов крупного бизнеса здесь почти нет, туристического потока тоже.

«На Биробиджан всем наплевать и Биробиджану на всех наплевать тоже. Это зона отчуждения… Я не могу передать словами весь тот упадок и запустение, которое творится в Биробиджане. Здесь все имеет оттенок комичности. На улице Рабиновича, например, находится автоцентр «Шалом моторс», которым владеет пожилой китаец. А на площади Капцевича есть закусочная «Кошерное кафе», где готовят блюда кавказской кухни», — вспоминал местный житель, в итоге уехавший из города.

Как на границе России появилась «маленькая еврейская страна»

© РИА Новости

В то же время другие отмечают, что ни на что не променяют свой уникальный регион. Не согласны здесь и с тем, что здесь почти нет евреев. «Евреем можешь ты не быть, но по-еврейски жить обязан», — гласит местная поговорка. Так, горожане, которые могут и не считаться «официальными» евреями, летом наравне с другой музыкой спокойно слушают «Хава Нагилу» и танцуют под нее на набережной, с удовольствием участвуют в национальных праздниках.

«Может быть, большинство из них не соблюдает каких-то традиций, но это евреи с настоящим еврейским налетом… Я здесь встретил именно таких евреев, у которых есть свои словечки, свой еврейский жаргон. К тому же здесь очень интересная среда: в городе живут евреи, который никак не связаны с синагогой, но они все равно собираются на Шаббат в еврейском кругу у себя дома. Зачастую они нарушают все правила Шаббата, но у них есть еврейское самосознание. Это очень необычно для России», — подчеркивал главный раввин области Эфраим Колпак.

Добавить комментарий