Kak leningrad edva ne provalilsja pod zemlju b3bd7c1.jpg

Как Ленинград едва не провалился под землю

Весной 1974 года часть Ленинграда чуть не ушла под землю. Катастрофа случилась благодаря строительству новых тоннелей метрополитена. Человеческих жертв и разрушения зданий удалось избежать лишь чудом.

Плывун на пути метростроевцев

Новые станции ленинградского метрополитена «Лесная» и «Площадь Мужества» были открыты в 1975 году. Теперь мало кто помнит, с какими трудностями пришлось столкнуться их строителям. Как пишет Андрей Жданов в своей книге «Метрополитен Петербурга», метростроевцы предполагали, что проходка будет сложной, так как именно в районе площади Мужества находилось много так называемых плывунов — трещин земной коры, заполненных водой, песком и валунами.

Для того, чтобы проложить тоннель, следовало либо обогнуть плывун, либо пройти под или над ним, либо заморозить плывун и прорваться прямо сквозь него. Специалисты выбрали последний вариант. Дело в том, что остальные пути решения проблемы влекли за собой слишком большие материальные затраты: в основном экспертов пугало увеличение протяженности линии. К тому же, метростроевцы торопились, стремясь завершить работу в короткие сроки.

Затопление тоннелей

Но опытные строители недооценили силы природы. Усугубила положение и идея, согласно которой решено было проложить тоннели не на одном уровне, а один над другим. Последствия ее реализации оказались губительны. Заледенелый грунт, который замораживали специальными хладагентами, начал таять под воздействием теплого плывуна. Около 16 часов 30 минут 8 апреля 1974 года в нижнем тоннеле метростроевцы наткнулись на незамерзшую породу.

Если верить Николаю Бахметьеву, автору издания «Жестокое метро. Хроники подземных катастроф», плывун прорывался с такой мощью, что тяжелый инструмент разлетался в стороны. Очень скоро ледяным коктейлем начал заполняться и уже завершенный верхний тоннель. Аварийные затворы закрыть до конца не удалось из-за слишком быстрого поступления плывуна. Всего за несколько часов проходы заполнили более чем 45 тысяч кубометров воды.

Последствия аварии

Никто из рабочих, трудившихся под землей, и жителей Ленинграда, находившихся на поверхности, не пострадал только чудом. Дело в том, что плывун оставил полости, в которых раньше «обитал», пустыми, поэтому грунт начал проседать. Так, на Политехнической улице вздыбился асфальт, и погнулись трамвайные рельсы. На площади Мужества образовались провалы, а некоторые здания «украсили» трещины, благодаря чему увеличилась вероятность их обрушения.

По меньшей мере часть Ленинграда могла просто исчезнуть. Город спасло лишь то, что проседание грунта продолжалось недолго. Однако и сегодня пострадавшие здания можно увидеть своими глазами. Это, в частности, корпуса НПО «Аврора» на упомянутой Политехнической улице. Сооружения сносить не стали, а просто заделали поврежденные этажи. Что касается размытых тоннелей, то в 1975 году была произведена их сбойка, благодаря чему участок был сдан в эксплуатацию с оценкой «отлично».

Добавить комментарий