Масоны окутаны ореолом тайны и интриги, ведь они состоят в закрытых обществах, увлекаются эзотерикой и имеют международную сеть влияния. Про масонов, кажется, слышали все. Но почему тогда их считают членами законспирированных организаций? Как возникли масоны, чему они учат своих последователей и какие ритуалы проводят, разобралась «Газета.Ru».
Кто такие масоны?
Вольные каменщики, так себя называют масоны, проповедуют идею международного братства и заявляют о необходимости морального совершенствования каждого человека. Для этого они образуют ложи, проводят собрания, практикуют ритуалы и делятся знаниями внутри своего братства. Учение масонов эклектично — в нем переплетены элементы разных религий и оккультных учений.
Масонские собрания отличаются закрытостью, поэтому неизвестно, что именно на них обсуждают. На популярность вольных каменщиков работали многие факторы. Например, среди знаменитых политиков, писателей и бизнесменов немало тех, кто был вхож в тайные организации. Шлейф таинственности вызвал распространение конспирологических теорий.
Самый популярный миф о масонах основан на легенде о существовании мирового правительства, во власти которого находятся отдельные страны.
Сторонники теорий заговора видят таинственные символы на архитектурных объектах и денежных единицах, а затем делают шокирующие выводы, не имеющие ничего общего с действительностью. Чтобы понять, являются ли масоны членами мирового правительства, нужно обратиться к истории их происхождения.
История возникновения масонства
Предшественниками масонов были средневековые каменщики — строители готических соборов в Англии и Западной Европе. Общественное значение архитекторов, каменотесов и цементщиков резко усилилось в XIII–XIV веках на фоне расцвета готики и увеличения объема строительных работ. Люди соответствующих профессий получили право на свободное передвижение между средневековыми городами благодаря востребованности своего ремесла. Так появилось понятие «вольные каменщики».
Средневековые строители объединялись в профессиональные товарищества — ложи. Во главе каждой ложи стоял старший мастер — главный зодчий (руководитель строительных работ). Члены таких союзов помогали друг другу и делились тайнами профессионального мастерства. Внутренняя жизнь ложи была закрыта для посторонних, которые считались непосвященными. Приобщаясь к братству вольных каменщиков, новые рабочие проходили вступительные испытания — ритуалы. Они клялись в верности общему делу и приносили присягу. Для создания новой ложи требовалось одобрение или признание уже существующих лож. Постепенно среди масонов появилась система паролей и условных знаков, чтобы выделять своих среди непосвященных.
Символами масонства стали строительные инструменты — циркуль, наугольник, линейка, молот и резец. Функцию ритуального одеяния выполняла спецодежда — фартук и перчатки.
Возведение церковных соборов и особый регламент социальной жизни имели определяющее значение для формирования мировоззрения вольных каменщиков. Они рассматривали Бога как Великого Архитектора Вселенной. Свою задачу масоны видели в том, чтобы внести гармонию и порядок в материальный мир. Не случайно их символами стали молот и резец — инструменты, которые стесывают неровности камня и придают ему правильную геометрическую форму.
История масонства делится на ремесленное и спекулятивное (мировоззренческое). Второй этап начинается примерно с XVII века. Для него характерна идеологическая сторона учения вольных каменщиков, когда члены тайных организаций активно вовлекали в свой круг представителей знати, буржуазии и всех тех, кто мог оказать финансовую помощь. Первый случай присутствия в ложе человека, не имеющего отношения к строительному делу, зафиксирован в 1600 году — помещик Джон Босвел был принят в масонскую ложу Эдинбурга.
К исходу XVII века масонство превратилось в движение интеллектуалов, озабоченных идеями социального реформаторства.
Важной вехой в истории масонства также считается 1717 год. Тогда члены четырех лондонских лож собрались вместе и учредили объединенную Великую ложу Лондона и Вестминстера. Именно от нее шло распространение по всему миру английской системы масонства. Сеть тайных организаций не только распространилась по европейскому континенту, но и охватила североамериканские колонии.
Учение масонов
Одним из первых теоретиков масонства считается британец Джеймс Андерсон, издавший «Книгу уставов» в 1723 году. Это произведение служит «масонской конституцией» — в нем изложены базовые положения учения вольных каменщиков. Андерсон балансировал на грани науки и эзотерики, религии и оккультизма. Также его концепция имеет этическую направленность.
Автор сочинения призывал к упразднению барьеров, которые разжигают вражду между людьми. Речь шла о снижении роли национальных границ и конфессиональных различий. По его словам, следует стремиться к образованию международного братства на основе масонских объединений. При этом категорически запрещалось идти путем восстаний и прочих насильственных акций. Члены братства должны производить впечатление верных подданных и исходить из принципов миролюбия в частной жизни.
«Мы, каменщики, исповедуем только всеобщую религию, а также принадлежим ко всяким народам, наречиям и языкам», — утверждал Андерсон.
«Книга уставов» также содержит внутренний регламент и систему степеней для масонов. Иерархия насчитывает три градуса посвящения: ученик, подмастерье и мастер. По замыслу автора, каждая ступень соответствует уровню духовного развития члена братства. Андерсон называет масонство «королевским искусством». Имеется в виду алхимическая система получения золота из свинца. Предполагалось, что непосвященный профан так же отличается от масона, как свинец отличается от золота.
Вольные каменщики активно занимались мифотворчеством. В частности, свою родословную они начинали с Адама. Первочеловек, по их представлениям, учил своих детей геометрии. Это знание, согласно легенде, передавалось от поколения к поколению и дошло до средневековых каменотесов. Литера G обычно используется масонами как отсылка к сакральной геометрии, символизирующей божественную природу порядка во Вселенной. Геометрия для них — это наука наук.
Масоны имели общие устремления, но между разными ложами со временем образовались трения. Не все соглашались признать авторитет Великой ложи Лондона и Вестминстера, также находились критики «Книги уставов» Андерсона. Основателем шотландской ветви масонства был дворянин Эндрю Майкл Рэмзи. Он настаивал на пересмотре организационных принципов вольных каменщиков и выступал за введение дополнительных градусов посвящения.
Рэмзи утверждал, что масоны произошли от тамплиеров — средневековых рыцарей, которые во время экспедиции на Святую землю встретились с каббалистами и получили от них тайные знания.
Великая ложа Шотландии обогнала по популярности английскую. Успех обеспечили следующие факторы:
Масоны следовали принципу веротерпимости, но трактовали его слишком вольно. На деле они пренебрегали церковными догматами и игнорировали конфессиональные границы. По этой причине среди них завелись откровенные авантюристы. Например, граф Алессандро Калиостро основал египетскую систему масонства, изготавливал «чудодейственные» эликсиры, обещал своим последователям продление жизни и власть над духами. Граф Калиостро также прославился созданием женских лож, ими заведовала его супруга.
Масонство — крайне неоднородное явление. В эпоху Просвещения усилились антиклерикальные настроения, образованные люди стремились к научному знанию, часто сбивались с пути и становились адептами оккультных учений, в том числе масонского характера. В XVIII веке членство в ложе рассматривалось как принадлежность к социальной элите. К масонам в то время примыкали ярчайшие интеллектуалы и политические деятели: Бенджамин Франклин, Вольтер, Мирабо и многие другие.
Масоны в России
После реформ Петра I в Российской империи снизилось влияние православной церкви, а русское дворянство привыкло следовать веяниям западной интеллектуальной моды, что стало благотворной почвой для распространения масонских организаций.
Учреждение первой ложи состоялось в 1731 году в Санкт-Петербурге. Возглавил ее английский капитан на русской службе Джон Филипс. С тех пор масоны адаптировались к особенностям российской действительности и принимали в свои ряды представителей придворной аристократии.
Ложи появлялись не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и во многих уездных городах. Дворянские фамилии желали иметь в масонстве своего представителя.
Ярчайшим примером российского масонства был Иван Елагин — член Сената и директор Императорских театров. В 1772 году решением английской ложи его назначили провинциальным мастером России. Он упорядочил существовавшие в стране ложи и объединил их в единую систему. Сохранились его рассуждения о природе масонства:
«Наука вольных каменщиков как некая тайна хранилась в храмах халдейских, египетских, персидских, финикийских, иудейских, греческих, римских…».
Елагин допускал, что индийские, арабские, китайские и друидские мудрецы также причастны к формированию масонского знания.
Идеи социального реформаторства прослеживаются в деятельности Николая Новикова, книгоиздателя и журналиста. В 1775 году он вступил в одну из елагинских лож под названием «Астрея». Новиков занимался изданием сатирических журналов: «Трутень», «Пустомеля» и «Живописец». На страницах этих журналов острой критике подвергались социальные пороки, порожденные крепостным правом. Новиков обличал в печати произвол и невежество чиновников, надеясь искоренить эти недостатки, присущие российской действительности того времени.
Преследование масонов началось в конце XVIII века на закате правления Екатерины II. Повальная мода на тайные общества среди дворян беспокоила императрицу.
Новикова заточили в Шлиссельбургской крепости в 1792 году по обвинению в организации заговора. Его уличили в том, что он якобы вовлекал в тайную организацию престолонаследника — будущего императора Павла I. После четырех лет заточения Новикова освободили в связи со смертью императрицы.
В 1822 году Александр I окончательно запретил масонские ложи и тайные общества, хоть и сам в молодости увлекался учением вольных каменщиков. Государь пошел на этот шаг, так как до него доходили сведения о существовании разветвленной сети тайных политических обществ, связанных с масонством. Вольные каменщики действительно стояли у истоков протодекабристского общества «Союз спасения».
После провала восстания на Сенатской площади пятерых декабристов казнили. Трое из них были масонами — Павел Пестель, Кондратий Рылеев и Сергей Муравьев-Апостол. Означает ли это, что российские масоны представляли политическую организацию, созданную для захвата власти в стране? На этот вопрос следует ответить отрицательно.
Дело в том, что среди обвинителей по делу декабристов также находились масоны — Александр Бенкендорф, Михаил Сперанский и Александр Боровков состояли в петербургских ложах. Но это им не мешало участвовать в работе следственной комиссии и определять меру вины каждого из предводителей декабристов.
Подавляющее большинство российских масонов не преследовало каких-либо политических целей. Чаще всего они руководствовались совсем другими мотивами. Среди них существовала легенда, будто вольные каменщики помогают своим товарищам в продвижении по службе. Именно поэтому охотники за должностями мечтали войти в ложу — хотели обрести полезные знакомства. Другие прельщались эзотерическими учениями, хотели получить доступ к тайным знаниям, но быстро разочаровывались и покидали собрания. После официального запрета масоны утратили влияние на российской земле, а их бывшие последователи увлеклись иными веяниями европейской интеллектуальной моды.
Масонская символика
Известные масоны
Масоны в современном мире
В наше время масонские ложи существуют по всему миру. Некоторые из них называют себя великими. Эти организации по традиции сохраняют закрытость — непосвященные на их собрания не допускаются. Однако у современных вольных каменщиков есть интернет-сайты и группы в соцсетях, на которых предлагается алгоритм действий для тех, кто хочет приобщиться к «королевскому искусству».
Что требуется от кандидата:
Также нужны рекомендации от действующих членов. Если их нет, требуется пройти ряд собеседований, в том числе ритуальное собеседование, при котором кандидат с завязанными глазами отвечает на вопросы членов ложи. Если собеседования прошли без проблем, кандидата приглашают на церемонию посвящения. После посвящения «профан» становится масоном.
Ритуальное собеседование «под повязкой» означает, что непосвященный слеп и пребывает в темноте, но тянется к свету. Дальнейший обряд инициации сопровождается театрализованным побиванием кандидата молотом и прочими орудиями каменщиков. Смысл этого действия сводится к превращению «дикого камня» в «совершенный многогранник» или же имеет более сложные мифологические трактовки.
Масоны не афишируют свои встречи и не занимаются вербовкой новых членов на улице или в присутственных местах. Это правило ранее было связано с элитарным характером закрытых обществ. В современных реалиях открытая вербовка не практикуется из-за риска пополнить список сект и прочих сомнительных организаций.