0

Фестиваль

Праздник-фестиваль «Куклы над Неманом» проходит в Гродно второй раз. И хотя фестиваль театров кукол извне вряд ли выглядит чем-то солидным, это серьезное культурное событие международного масштаба. Именно в Гродно работает Олег Жюгжда, один из наиболее выдающихся белорусских режиссеров театра кукол. Его авторитет и связи позволяют приглашать очень интересные отечественные и зарубежные постановки. Думается, сами гродненцы вряд ли осознают, но им искренне завидуют многие столичные жители, какие возможности приехать на фестиваль не имеют.

Фестиваль приятно удивляет своим отношением к участникам, которые имеют возможность побывать в городе, посмотреть другие спектакли, поучаствовать в фестивальных обсуждениях. Напомню, что такие интересные молодые режиссеры, как Евгений Корняг, Александр Янушкевич, Игорь Казаков, Светлана Бень, когда были студентами, много поездили по фестивалям, результат мы видим сами. Театр кукол незаслуженно считается театром детским.

Между тем такие мастера, как Олег Жюгжда и Алексей Лелявский показывают, как, используя яркую внешнюю выразительность, работая с эффектным художественным оформлением, можно делать живой и интересный современный театр. Театр формы, театр парадоксальной мысли. Не удивительно, что на фестивале было много классики, ведь на этом поле режиссером театра кукол утвердиться особенно важно.

Победил на «Куклах над Неманом» спектакль Белостокского театра кукол «Монтекки и Капулетти». Известный питерский режиссер Руслан Кудашов далеко отошел от традиционного понимания кукольного спектакля. Это спектакль-пространство, он происходит в странном кубе, в котором то опускаются, то поднимаются стеклянные перегородки. Персонажи то и дело надевают бумажные доспехи.

Вот и вся «лялечнасць» (бел. Кукольность) спектакля, она действительно восходит до специфического восприятия художниками театра кукол пространства. Чего им только не приходится придумывать, чтобы выйти из надоедливой коробки-ширмы. И здесь именно эта изобретательность дает главное ощущение от спектакля — хрупкость человеческого существования, неосмотрительность агрессии, последствия которой рано или поздно обязательно вернутся к тому, кто ее начал.

Режиссер в своем спектакле без слов попытался, как это видно из названия, отойти от романтической линии трагедии Шекспира, большее внимание уделяя именно агрессии. Маленькая Джульетта играется с братом, тот учит ее «приемчикам». Мы смотрим, как неуклюже она оперирует ножиком, и предвкушаем, чем такие игры для нее закончатся. Интересно раскроется образ Ромео через отношения с матерью, которая не слишком опекает его. Тем не менее, наиболее удачными кажутся именно романтические сцены. Они показаны настолько отчаянными, что уход Джульетты, чтобы соединиться с любимым на том свете (который указан яркой световой пятном на прасцениуме), кажется чем-то естественным.

На фестивале высказывалась справедливая мысль, что интереснее было бы еще больше отойти от шекспировского сюжета, больше рассказать о самих Монтекки и Капулетти … Отчасти художника надо судить за то, что он сделал, а не за то, что мы хотели, чтобы он сделал …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)