0

Парки средневековой Европы

В средневековой Европе первыми местами, где с помощью растений создавался особый пространственный и эстетический образ, были монастыри. Скрытый от постороннего глаза за стенами, монастырский сад, чаще всего из роз, – это, как бы мы сказали сегодня, концептуальное произведение, инсталляция идеального, проекция райского сада на земле. Во времена Ренессанса вместе с переоценкой роли человека, ценностей и смыслов его земной жизни в Италии появляются первые со времен античности светские сады с цветами и декоративными деревьями, сады без какой-то утилитарной функции, а «просто так», так красиво.

И вот уже в конце XVI века первые сады на итальянский манер являются на беларуских землях (Мир, Ивье, Радзивилломонты ) и вскоре распространяются по всей стране. С начала XVII века так называемый «сад» становится обязательным атрибутом шляхетского поместья и неотъемлемым элементом сарматской культуры.

«Влоским садом» у знати назывались любые декоративные посадки, иногда слишком далекие от итальянского канона. Вместе с тем, были и настоящие шедевры паркового искусства, как, например, созданные Николаем Радзивиллом Сироткой сразу по возвращении из Италии парки в Мире и Несвиже (Альба).

Сады и парки Великого Княжества проектировались как собственными специалистами, так и приглашенными зарубежными архитекторами. В тогдашней Западной Европе пространство парка была тем полигоном, где испытывались и воплощались тогдашние идеи и идеалы – эстетические, мировоззренческие, общественно-политические. Парковое искусство как искусство синтетическое всегда шло наряду с другими видами искусств, сочетало и развивало идеи, приемы, образы, а иногда опережало и инспирировало.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Spamcheck Enabled)